Государственно – общественное управление здравоохранением, как форма государственно – частного партнерства Аналитика

0
Выделить главное вкл выкл

Кривошеев Г.Г., к.м.н., вице-президент Российской медицинской ассоциации

К выступлению на Форуме,

посвященном проблеме государственно-частного партнерства,
государственно – общественного управления здравоохранением, как формы государственно – частного партнерства

Г. Г. Кривошеев Вице – президент Российской медицинской ассоциации


9 июня 2001 года состоялась встреча группы делегатов IV съезда ВПСВ с Президентом страны В.В. Путиным. Участники съезда врачей рассказали Главе Государства о необходимости выстраивания в нашей стране Системы Государственно – общественного управления здравоохранением.
Лидеру страны было доложено, что в условиях перехода Российского Государства от административно-командной системы управления к демократическим и рыночным формам, при переводе не только экономики, но и социальной сферы страны из мобилизационно – распределительной системы в иные формы общественных отношений и управления системами, здравоохранение России не только нуждается, но и настоятельно требует отношенческо - управленческих новаций.
Одной из таких отношенческо – управленческих новаций в контексте тех политических и экономических стратегических перемен, начатых в стране, может стать создание в России системы Государственно-общественного управления здравоохранением .

Что имеется в виду:
1. Разделить «систему охраны народного здравия» и тесно связанные с этим а) систему организации медицинской помощи населению (гражданам) России и б) систему регулирования профессиональной деятельности персонала в медицине и в здравоохранении.
2. Обеспечить политическую и правовую поддержку деятельности корпоративных профессиональных объединений врачей и сестринского персонала (фельдшера, акушерки, медицинские сестры, помощники санитарного врача и врача - эпидемиолога).
3. Осуществить политическую и правовую поддержку деятельности неформальных объединений пациентов и их родственников , уже стихийно создающиеся в нашей стране. Формировать с их участием попечительские советы при медицинских организациях для обеспечения общественного (гражданского) контроля за прохождением финансовых средств и противодействия проявлениям коррупции в околомедицинской среде. Из числа активистов таких пациентских организаций формировать Фонды поддержки медицинских организаций, и в том числе научных, продвигающих в практику новые и новейшие технологии оказания медицинской помощи, и своей деятельностью расширяющих круг медицинского персонала, владеющего такими технологиями и применяющими их в своей повседневной работе по оказанию помощи нуждающимся пациентам. Формировать на основе таких Фондов научные негосударственные гранты для поддержки работ научно – врачебных коллективов, разрабатывающих и внедряющих новейшие медицинские технологии диагностики, лечения и реабилитации пациентов.
4. Установить и законодательно опосредовать, что профессиональные компетенции медицинского персонала и их определенные наборы являются результатом совместных общественных и индивидуально - частных инвестиций в профессию. Их оценку и регулирование осуществляют корпоративные объединения носителей и собственников указанных компетенций: врачей, в том числе ученых и сестринского персонала.

Президентом было поручено его администрации и Министерству здравоохранения, совместно с представителями Президента в регионах, оказать содействие РМА в проведении выездных Пленумов Правления, совместно с региональным медицинским активом, на которых обсудить вопросы организации «Государственно – общественного управления здравоохранением», в качестве важной социально-управленческой и политической новации.
По итоговым материалам, проведенных Пленумов РМА, в работе которых принимали участие заместители министра, было проведено совместное заседание Коллегии Минздрава РФ и Правления РМА, принят Итоговый документ и образована рабочая группа.
Вскоре произошла смена Министра, а нового Министра тема и содержание Новации уже мало интересовала.
Тем не менее, Правление РМА свою работу продолжало. Вопросы реформирования системы здравоохранения России в принципиально новых условиях другой, чем прежде, политической системы, применительно к новой и другой для всего нашего народа - РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ, требовали смены парадигмы национального здравоохранения.

Для понимания сути проблемы и управления процессами необходимо:
1. Убрать из набора наших «Размышлизмов» достаточно стереотипное восприятие и применение как бы «тождественных понятий» и как бы «синонимов»: МЕДИЦИНА И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ.
2. Невозможно выстраивать стратегию реформ здравоохранения используя эти два понятия, и при этом следуя методике известного поэта: « Мы говорим Ленин, подразумеваем: партия; Мы говорим партия, подразумеваем: Ленин». - Мы говорим медицина, подразумеваем здравоохранение! «Мы говорим здравоохранение, подразумеваем-медицину». Так что же делать Президенту и Премьер-министру России?! В равной мере, сказанное должно быть отнесено к еще двум понятиям: медицинской помощи и медицинской услуги.
3. Что же реформировать? И что модернизировать?
4. Применяться должны: либо медицинская помощь, либо Медицинская услуга.
5. При анализе и подготовке логических построений по проблеме ГЧП или же ЧГП необходимо опустить и никогда не испльзовать термин – Кадры здравоохранения,оставив его в сталинском периоде нашей общей истории. Если мы говорим об Управлении, то без четкости определений не обойтись!

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПАРАДИГМЫ

медицины и здравоохранения
( по материалам Пироговских съездов врачей)

Медицина, как площадка профессиональной экономической деятельности, специально подготовленного и, в установленном Российским Законом(РЗ) порядке, допущенного к профессиональной практической деятельности медицинского персонала: врачей, фельдшеров, акушеров, фельдшеров, медицинских сестер и др.
Медицинская деятельность: профессиональная экономическая деятельность по практическому оказанию медицинской помощи пациентам: профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная (и другие её виды).
К медицинской деятельности, кроме практического оказания медицинской помощи также относятся: научный и научно - образовательный виды профессиональной экономической деятельности врачебного медицинского персонала, в установленном порядке, получившего научные степени: докторов и кандидатов наук и, в установленном же (РЗ) порядке, получившего ученые степени кандидатов и докторов медицинских наук, а также научные звания профессоров, доцентов и преподавателей (У.З.) (Медицинские ученые и преподаватели учебных заведений)
Медицинский персонал специально подготавливается в высших и средних учебных заведениях и, в установленном (РЗ) порядке, допускается к профессиональной медицинской деятельности по оказанию медицинской помощи, преподавательской и научной работе.(Эта система в России за 21год политико – правовых и экономических преобразований ни организационно, ни юридически, ни экономически не была отработана.
Под медицинской помощью в соответствии с Российской национальной медицинской и международной традициями, понимается взаимодействие врача (врачей и других категорий медицинского персонала) с обратившимся к ним пациентом (обратившимися пациентами и их родственниками).

ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПАЦИЕНТА С МЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ:
Физическое, психологическое, информационное, интеллектуальное
и технологическое (виды) взаимодействия.

В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ пациенту устанавливается медицинский диагноз, оказывается необходимое и адекватное его состоянию МЕДИЦИНСКОЕ ПОСОБИЕ.
Для оказания необходимой, показанной и адекватной медицинской помощи врач (врачи) в совокупности с другими категориями медицинского персонала) должен иметь в своем распоряжении определенные условия, включая устанавливаемые (Российским Законодательством), помещения, наборы медицинской техники и оборудования, лекарств, медицинских химических реактивов, расходуемых материалов и других вспомогательных средств. И все это в соответствии с утвержденными стандартами медицинской помощи и объявленными видами медицинской деятельности, и в соответствии с полученной лицензией (Лицензии медицинских организаций и лицензии медицинского персонала)
Таким образом, для подготовленного и допущенного к профессиональной медицинской деятельности персонала СОБСТВЕННИК медицинской организации (учреждения (Государство, Муниципалитет или частное лицо) создает медицинские организации разного уровня и разного профиля.
Государство создает медицинские учреждения разного уровня и разного профиля где, принятый на работу, (по Контракту) медицинский персонал и осуществляет взаимодействие с пациентом (пациентами), в ходе которого проводятся диагностические мероприятия, оказывается необходимое и показанное медицинское пособие, включающее лечебные и реабилитационные мероприятия медицинского характера. Все это в полной мере относится к федеральным, региональным и муниципальным медицинским учреждениям (организациям).
В частном медицинском секторе необходимые для деятельности медицинского персонала условия ( для его профессионального взаимодействия с пациентом, пациентами) также создает собственник медицинской организации, получающий в установленном Российским законодательством порядке, лицензию на осуществление определенного вида медицинской деятельности.
(Таким образом) Категория МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ предполагает «некий процесс», действие медицинского персонала. По традиции она рассматривается как взаимодействие медицинского персонала с пациентом (обоюдное действие), в результате и в ходе которого последнему устанавливается медицинский диагноз, оказывается необходимое и показанное ему (пациенту) медицинское пособие.
Категория МЕДИЦИНСКОЙ УСЛУГИ
(В экономике категория «УСЛУГИ», применяется для обозначения конкретного, предлагаемого покупателю готового экономического продукта) и может быть рассмотрена в качестве предоставления возможности каждому гражданину получения медицинской помощи на базе специально организуемых для этих целей предприятий (учреждений, организаций) с применением труда наемных работников; с использованием зданий, сооружений, медицинского оборудования, медикаментов и специальных материалов.
Составными и обязательными элементами для производства МЕДИЦИНСКой УСЛУГИ являются :
набор ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ * каждого конкретного специалиста, подтвержденный (сертификатами и лицензией), из числа привлекаемых и назначаемых (администрацией организации) для взаимодействия с данным, конкретным пациентом.
набор помещений, выделенных администрацией каждому врачу (или другому специалисту), отобранному администрацией для работы с пациентом (каждое из помещений должно иметь сертификат соот).
набор необходимого технологического медицинского оборудования **в соответствии с утвержденным стандартом для определенного вида профессиональной медицинской деятельности.
необходимый набор лекарственных средств, материалов медицинского назначения и медикаментов в соответствии с утвержденным стандартом (расходные материалы)*** для определенного вида профессиональной медицинской деятельности.
В качестве бенефициара (выгодоприобретателя) при получении медицинской услуги выступает каждый конкретный гражданин России.
В качестве плательщика – Государство (Фонды ОМС и ДМС); через фонды ДМС в качестве плательщиков участвуют работодатели.
В качестве посредников (агентов) выступают страховые компании или же другие финансовые организации.
В случае недостатка средств в бюджете, Государство может допускать и разрешать соплатежи граждан в прямой (через кассу медицинского учреждения) или опосредованной форме (через систему добровольного медицинского страхования, а также различные целевые благотворительные фонды медицинского назначения). При этом соплатежи должны не изыматься, а сохраняться в медицинском обороте (в организации или в системе здравоохранения).
Представляется, что в рыночной экономике для целей оплаты медицинских услуг, целесообразно персонифицирование финансовых средств налогоплательщиков, используемых на оплату медицинских услуг гражданами России, через индивидуальные лицевые света (ИЛС) (поВ.А. Артемову), или (Медицинские накопительные счета (МНС)) по В.В.Гришину).
* * *
Применение ИЛС и МНС может существенно расширить возможности контроля за прохождением и использованием финансовых средств (транспарентность платежей), обеспечить более высокий уровень качества собственно медицинских услуг, позволит радикальным образом изменить и преобразовать «заботливо лелеемую и сохраняемую чиновниками (социалистическую, по содержанию), форму материального стимулирования качества профессионального труда медицинского персонала, (в принципиально новых и других, чем прежде) рыночных условиях.
Представляется также целесообразным сохранение определенного, даже «символического» ( кроме детей), уровня соплатежей для сохранения и поддержания положительной мотивации граждан быть здоровыми!
Внедрение системы государственно – общественного управления здравоохранением предполагает реальное, но не декларативное партнерство в УПРАВЛЕНИИ : органов государственного управления здравоохранением, как социально-экономической и правовой системой – с одной стороны; корпоративных объединений пациентов – со второй стороны и корпоративных объединений медицинского персонала – с третьей стороны содержанием профессиональной деятельности этого персонала – то есть собственно медицинской помощью ( равно, как и др. видами деятельности). Все это требует подготовки и принятия специального Закона ФЗ « О профессиональной медицинской деятельности в Российской Федерации»
Данная политическая и социально – управленческая новация, полностью соответствует задачам, поставленным Президентом страны.
Внедрение и развитие Государственно – общественно управления здравоохранением, как массовой формы государственно – социального партнерства позволит сделать важный шаг в развитии общественных отношений в сторону реальной демократии, повысить заинтересованность и личное участие всех граждан в эффективном развитии такой важнейшей социальной ( и вместе с тем экономической) системы, какой является здравоохранение, дать новый импульс к развитию медицинской практики, науки и образования, начать реальный выход из кризиса коррумпированности, остановить процессы люмпенизации медицинского персонала, а, самое главное, даст развитие оздоровлению нашего народа и укреплению экономической мощи Российского государства.
* Профессиональные компетенции
В связи с тем, что к середине XX века профессия врача стала профессией массово востребованной, возникла управленческая проблема обеспечения стабильно высокого качества конечного продукта при массовом производстве медицинского персонала. В нашем случае в качестве массово производимого конечного продукта, подлежащего измерению и оценке, выступает способность и профессиональная готовность врача к самостоятельной работе с пациентами**, владение отдельными медицинскими технологиями и их элементами, а также способность и взаимодействию с коллегами в процессе организации работы с пациентом. Поскольку профессиональная деятельность врача достаточно многогранна и многокомпонентна, то объективно «чохом» измерять ее и оценивать, в целом технологически сложно. Поэтому все составляющие врачебной профессии условно разделяются на отдельные модули (компетенции) и помодульно измеряется и оценивается их соответствие определенному стандарту).
Стадарты медицинской деятельности (врачебной, фельдшерской, акушерской, сестринской разрабатываются и принимаются профессиональными медицинскими сообществами в соответствии с принимаемыми и утверждаемыми медицинскими технологиями. Новые медицинские технологии должны проходить такие же испытания, что и новые лекарственные вещества
Соответственно уровень врачебной квалификации определяется качеством и количеством компетенций, набранных каждым конкретным врачом. Количество набранных и освоенных компетенций характеризует уровень конечной квалификации каждого практикующего врача, определяет его профессиональный, социальный и экономический статус.
** Понятие профессиональной готовности и способности врача к последующей самостоятельной профессиональной деятельности было впервые озвучено и утверждено в июне 1990 года на Коллегии Минздрава СССР при рассмотрении концепции непрерывного профессионального образования врачей.
***в 1997 году II Пироговский съезд врачей рассмотрел и одобрил представленную Правлением РМА «Концепцию регулирования профессиональной деятельности врачей и страхования рисков их профессиональной ответственности в условиях рынка». Концепция включала в себя методику измерения и оценивания компонентов профессиональной деятельности врачей разных специальностей.
Таким образом процесс профессионального образования и накопления компетенций необходимо рассматривать как расширение профессиональных возможностей (экономия живого труда и более эффективное применение медицинских трудовых ресурсов обществом). Применение медицинской профессиометрии на основе выделения и измерения компетенций профессионала, позволит исключить любые фальсификации и произвол чиновников, узурпировавших систему допуска профессионала к практической работе по оказанию помощи пациенту.

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа