День сурка или реформа здравоохранения

0
Выделить главное вкл выкл

мнение эксперта Тихомирова А.В., д.м.н., к.ю.н

Тихомиров Алексей Владимирович, главный редактор журналов «Главный врач: хозяйство и право» и «Медицинская экспертиза и право», профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского государственного университета туризма и сервиса, Почетный Президент Межрегиональной общественной организации «Ассоциация медицинских юристов», доктор медицинских наук, кандидат юридических наук


Рассуждаю строго в рамках компетенции: как организатор здравоохранения и как юрист

Изложу тезисно:

1. Кадровый голод – одно из системных последствий отсутствия реалистичной социальной политики государства в сфере охраны здоровья. Нехватку врачей спровоцировало не только снижение зарплат вместо обещанного их повышения. Это и выпуск молодых врачей, только треть которых идет в медицинскую практику (про уровень подготовки говорить просто не стоит). Это и искусственные, нежизнеспособные нормативные ограничения для врачей, и фактическая невозможность профессионального самосовершенствования – даже раз в пять лет, и туманная перспектива в условиях заведомо нищенского существования. И прочее, прочее, прочее.
 
Власть ставит общество в известность о своих намерениях явочным порядком – через непродуманные и безграмотные законы, которые ведут к неизбежному параличу отрасли в виде вот таких последствий. И другого – не будет.
Не будет потому, что если сохраняются причины, обязательно воспроизводятся следствия. И в этом легко убедиться по статистике ловли неистовых коррупционеров во врачебных кабинетах доблестными нашими правоохранителями. И таких показателей негодности системы – несть числа.

2. Реальная реформа отрасли неизбежна.

Проблема реформы – не надуманность, не фантазии министров и прочих функционеров, а реалии, вступать в противоречие с которыми бесполезно. А реалии – это интересы людей, врачей и пациентов, общества. Если система понуждает, она долго не продержится.
Наше здравоохранение – социалистический анклав в капиталистическом окружении. Модель Семашко была лучшей – для советского устройства государства. Сейчас врачи ходят на работу, а пациенты ходят лечиться в социализм, а возвращаются обратно домой в капитализм. В здравоохранении тех и других «строят» по ранжиру, а не следуют их интересам. В здравоохранении только один интерес – вертикально-субординационный. И проводником этой административной субординации выступают учреждения здравоохранения – экзотический анахронизм доброго и славного советского наследия.
 
Лейтмотивом интенций власти последних лет является придание врачу положения ответственного за свои дела в отрыве от учреждения здравоохранения, работником которого он является. Конечно, это – пустое. Но тенденция очевидная – дорого казне стала обходиться незаинтересованность врача в результатах врачевания. Однако, это демонстрирует и обратное – учреждения здравоохранения непригодны для существования в условиях нового времени, коль скоро не способны ограждать казну от убытков.
 
Именно поэтому основной камень преткновения реформы – учреждения здравоохранения. Министром здравоохранения РФ М.Ю.Зурабовым еще в 2004 г. была продекларирована цель государства: некоммерческая трансформация учреждений здравоохранения без приватизации государственного имущества, на котором они основаны. Но воз и ныне там. Бюджетная реформа, подзаконная «оптимизация», огосударствление муниципальных учреждений здравоохранения – паллиатив от кризиса компетенций последующих отраслевых министров.

Альтернатива есть – социально-ориентированная рыночная реформа (модернизация) здравоохранения (не вдаваясь в подробности – dr-avt.org, все материалы доступны для скачивания). Но власть хочет ее не видеть – в результате такой реформы ей остается лишь управление не людьми, а финансами, и слишком будет наглядно неумение это делать.

3. Реформа здравоохранения в отдельно взятом регионе невозможна. Несмотря на то, что здравоохранение в существующем виде представляет собой симбиоз финансовых институтов (ОМС) и кормящегося от них практического звена, независимо от деления карманов на федеральный и региональные система централизована. Нынешней г-же Министру и этого мало: она требует еще большей централизации, по существу – федерализации управления отраслью. Проблема в том, что нет понимания, что федерализовать: из центра держать под объективом все и вся? Это наивно.

Попытки в регионах как-то достигнуть результата различными путями в условиях действия единой причины, обусловливающей единообразные следствия, обречены. Любые значимые отклонения пресекаются и из центра по ведомственной линии, и на местах правоохранителями.
Почему? А специальное законодательство одинаково непригодно – что для центра, что для регионов. Но требования ровно этого непригодного законодательства приходится выполнять.

Отсюда только реальная и радикальная реформа здравоохранения по всей стране способна дать хоть какой-то результат, отличный от нынешнего затянувшегося Дня Сурка.

А пока этого нет, руководители здравоохранения регионов и разговаривают в СМИ, по существу, сами с собой. А что им еще делать?
 
Алексей Тихомиров, д.м.н., к.ю.н

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа