Обзор: медицинское образование

0
Выделить главное вкл выкл

Комментарий Национального союза. Россия и Беларусь готовы унифицировать медицинские образовательные программы

Источник: Россия и Беларусь готовы унифицировать медицинские образовательные программы
23-09-2014 13:04

В Москве прошло рабочее заседание группы медицинских экспертов Российской Федерации и Республики Беларусь, посвященное разработке проекта консолидированного договора о сотрудничестве в области здравоохранения. Группа была создана на основании решения, принятого 7 августа 2014 года на совещании в Министерстве здравоохранения Республики Беларусь с участием представителей двух стран. Документ подразумевает взаимодействие между государствами по оказанию медицинской помощи, обеспечению трудовой деятельностью медицинских работников, дополнительному, постдипломному и послевузовскому образованию, в подготовке в клинической ординатуре и интернатуре.

Перед началом работы группы состоялся круглый стол, участники которого обсудили проблемы, возникающие при разработке договора. На встрече были подняты вопросы правовых основ для сближения и повышения эффективности существующих моделей здравоохранения России и Беларуси.

Выступая на встрече, замдиректора Департамента медицинского образования и кадровой политики здравоохранения Минздрава РФ Артем Тарасенко познакомил участников с общей структурой медицинского образования в России. Как рассказал Тарасенко, в РФ работают более 46 образовательных организаций, где обучатся свыше 211 тысяч студентов на разном уровне. В структуру подготовки медицинских кадров входят пять институтов повышения квалификации, распределенные по всей территории РФ. В текущем году в медицинские вузы поступили 32 тыс. студентов. По словам Тарсенко, медицинские образовательные программы РФ и РБ во многом совпадают, в частности похожи системы образования бакалавриата, специалитета, магистратуры (по программе высшего образования) ординатуры, интернатуры. С 2016 года заработает программа нового этапа обучения фармацевтов и стоматологов, с 2017 года она охватит педиатров. Если сейчас срок обучения в интернатуре составляет один год, с 2016 года он составит от одного до пяти лет. «Все будет зависеть от сложности и специальности обучения», — пояснил Тарасенко.

Начальник Управления кадровой политики учреждения образования Министерства здравоохранения Республики Беларусь Наталья Мирончик сообщила, что постдипломное образование в Белоруссии так же будет подвергнуто ряду изменений. «Сейчас перед нами стоят вопросы о сроках повышения квалификации и переподготовки, — пояснила она, — но на данный момент в рамках развития концепции непрерывного образования и перехода к более длительному времени подготовки высококвалифицированных специалистов мы идем в том же направлении, что и Россия. Интернатура в Белоруссии сохранится, но будет проводиться только по основным специальностям. Из 32-х специальностей, входящих в программы интернатуры, останется только амбулаторно-поликлиническое звено, а позже добавится подготовка специалистов по нейрохирургии, кардиохирургии, рентгеноэндоваскулярной хирургии, трансплантологии и другими высокотехнологичным направлениям. В Российской Федерации постдипломная подготовка по таким специальным квалификациям, как нейро- и кардиохирургия занимает тысячу часов. В Белоруссии на это отводится лишь 500 часов, что совершенно недостаточно. Поэтому мы в настоящий момент работаем над изменением нормативных документов, и они будут иметь больше «точек совпадения» с российской переподготовкой».

Важным вопросом, требующим унификации, отметил Тарасенко, является признание медицинскими учреждениями квалификационных категорий, научных степеней и званий сопредельной страны. Если подобный диплом в Белоруссии является государственным документом, то в России государственного подтверждения этих сертификатов нет. Следовательно, необходимо либо придать российским свидетельствам государственный статус, либо допустить их хождение на территории Белоруссии в нынешнем виде. Решение по этому вопросу будет принято в ближайший год.

По мнению начальника отдела социальной политики Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Ивана Яновича, простым решением является признание нынешнего вида документа. «В российском законе определен образец сертификата о повышении квалификации, — сказал он. — Если это так, то почему его нельзя признать в Белоруссии? Определить практическую квалификацию врача – задача клиник. У нас общий рынок труда, большие миграционные трудовые потоки, и чем дальше усложняется медицинское образование, тем более эти вопросы будут актуальны. Что касается российского сертификата, то Белорусской стороне будет целесообразно принять тот образец, который существует в настоящее время. В любом случае к 2015 году мы должны выработать общее решение, по которому мы отчитаемся перед Высшим Государственным Советом».

Еще одной сложностью, добавил Тарасенко, является обязательное послевузовское распределение, которое сохранилось в Белоруссии, но законодательно отсутствует в РФ. Однако вопрос распределения в России решается за счет финансирования учебы территориями и ведомствами, у которых есть потребность в кадрах. «Согласно Конституции, — пояснил он, — мы не имеем права определять рабочее место выпускника, и мы заменяем слово «распределение» на понятие «целевая подготовка». Из 32 тысяч студентов, поступивших в этом году, 21 тысяча поступила за счет федерального бюджета, из них 10 тысяч были определены за счет целевого набора. Выпускники этого года и студенты, обучающиеся на деньги регионов, через шесть лет должны будут отработать определенное время на данной территории или в ведомстве».

Серьезной проблемой при подготовке соглашения, по мнению Натальи Мирончик, является разница в законодательных определениях медицинской деятельности. «Например, в Белоруссии интернатура определяется как трудовая деятельность, — сказала Миронович, — а в России это считается образовательной деятельностью. Клиническая ординатура в Белоруссии названа подготовкой и регламентируется Трудовым Кодексом, а в РФ она так же названа образовательной деятельностью и регулируется соответствующим законом. Я не могу сказать, что это принципиально рознит саму суть подготовок, но, тем не менее, вносит некоторую разобщенность».

По мнению Ивана Яновича, первоочередные задачи, которые стоят перед группой, — это расширение категорий граждан, которые могут получать медицинскую помощь в Белоруссии и России бесплатно, и взаимное признании документов о повышении квалификации. Смягчение сертификационных барьеров поможет упростить привлечения белорусских специалистов российскими регионами, в которых ощущается дефицит медицинских кадров.

Наталья Мирончик сообщила что, в Белоруссии 48 вузов, из которых всего 4 медицинских. Однако эти 4 вуза дают 25% экспорта образовательных услуг в Белоруссии. Что же касается работы белорусских специалистов в России, то для приграничья характерны случаи, когда врачи работают на две ставки одновременно в двух государствах, по два раза в день пересекая границу.

«К сожалению, — добавил Янович, — для белорусских специалистов останутся социальные ограничения. Например, работающий в России белорус не сможет получить полис ОМС. Пособие по беременности женщина-врач из Белоруссии тоже не получит. Единственное соглашение по соцобеспечению касается пенсионного обеспечения белорусских врачей, работающих в России, но оно вступило в силу лишь два года назад и еще не отработано толком на практике».

Как рассказал Иван Янович корреспонденту РИА АМИ, сама необходимость работы объединенной группы по выработке общих соглашений вызвана тем, что законодательные базы Белоруссии и России не проходят консультаций в соседней стране. По словам Яновича, в 2004 году, когда Совет Министров Союзного государства принимал план работы по обеспечению равных прав граждан, Минюсту было поручено подготовить предложение, по которому урегулирование нормативно-правовой и законодательной базы стран до принятия самих законов будет вестись на межгосударственном уровне. «К сожалению, — сказал он, — Минюст определил, что в отсутствии конституционного акта Союзного государства решить такой вопрос не представляется возможным. Если бы такое предложение было принято, то сейчас не надо было бы унифицировать и менять наши законы, и не было бы необходимости в работе нашей группы. Теперь межгосударственный подход к разработке законодательных актов стал особенно актуален, и разработать их – задача ближайшего будущего».

Комментарий Национального союза: система надзора ввиде лицензионных требований (отсутствие лицензий, отсутствие классов, медицинских комнат и столовых, учебников в библиотеках, документов об образовании, повышении квалификации преподавателей) катастрофически отстает от современных тенденций мгновенного устаревания знаний и не нацелена на оценку качества образования, объема и адекватности знаний. Допуск в медицинскую профессию, который периодически необходимо подтверждать за рубежом путем сдачи экзамена, проводимого профессиональной ассоциацией - это момент истины для врача, точка пересечения, в которой сходятся постоянно обновляемые теоретические знания, практические навыки и клиническая деятельность. У нас же сертификат - это по сути приложение к документу об образовании, основной упор по прежнему делается на контроль за имуществом лицензиата.

То же самое справедливо и в отношении лицензирования медицинской деятельности. Результат - качество медцинской услуги во многом зависит от врача и лишь опосредованно от имущества. Санитарные нормы должны соблюдаться непрервыно, что является процессом, а заключение Роспотребнадзора лишь фиксирует текущее состояние в момент выдачи.

Источник: Рособрнадзор приостановил лицензии шести негосударственных вузов
06-08-2014 10:03

Рособрнадзор приостановил действие лицензий на образовательную деятельность шести негосударственных институтов, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на пресс-службу ведомства.

В список попали шесть вузов: "Гуманитарно-Прогностический институт", "Институт международных экономических отношений", "Институт индустрии моды", "Институт управления, экономики, права и искусства", "Международный университет восстановительной медицины", "Исламская религиозная организация - Институт им. Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова".

Отмечается, что эти учебные заведения так и не устранили найденные Рособрнадзором грубые нарушения, среди которых отсутствие лицензий, отсутствие оборудованных классов, медицинских комнат и столовых, отсутствие необходимых учебников в библиотеках. Кроме того, преподаватели некоторых вузов в ряде случаев не имели должного образования.

Как пояснили в пресс-службе, нарушения потребовали устранить суды, куда уже обращался Рособрнадзор, однако вузы постановления проигнорировали. В результате ведомство выдало повторные предписания и приостановило действие лицензий.

Источник: Систему непрерывного самообразования внедрили в Омском госпитале для ветеранов войн
08-08-2014 08:19

В связи с непрерывно возрастающим в современных условиях потоком информации, имеющей прямое или косвенное отношение к врачебной деятельности, в Омском госпитале для ветеранов войн внедрили систему непрерывного самообразования врачей.

Главный врач госпиталя Евгений Захаров рассказал, что, к сожалению, финансовые возможности бюджетного учреждения, да и производственные условия, пока не дают возможность направлять на учебу врачей клиники с отрывом от работы чаще, чем это предусмотрено законодательством, то есть один раз в 5 лет. В то же время специфика врачебной деятельности требует регулярного информационного погружения. Причем, не только по части новаций, имеющих прямое отношение к сертифицированной специальности врача, но и многих смежных специальностей, достижений фундаментальных исследований, развития диагностики, постоянно расширяющегося спектра фармацевтической продукции и т.д. Поэтому коллектив госпиталя принял решение организовать систему непрерывного самообразования врачей непосредственно в клинике, без отрыва от основной работы. С этой целью, по утвержденному главным врачом госпиталя графику, каждый врач обязан подготовить обзор новых сведений по определенной тематике и представить их коллегам в доступной форме с резюме о возможностях использования тех или иных инноваций в клинике. Евгений Захаров отметил, что врачи с воодушевлением восприняли такую форму совместного образования, и весьма тщательно готовятся к выступлениям в роли лекторов.

Внедрение системы непрерывного самообразования в госпитале, по мнению главного врача, направлено не только на рост квалификации врачей клиники, но и непременно будет способствовать повышению качества медицинской помощи пациентам, имеющим чаще всего тяжелую сочетанную патологию.

Источник: В СибГМУ будет создан центр цифрового мед и фармобразования
06-08-2014 11:36

Проект по созданию центра цифрового медицинского и фармацевтического образования будет реализован СибГМУ совместно с ГК «Фармконтракт». Накануне в вузе прошла встреча руководства компании с и.о. ректора вуза Ольгой Кобяковой

Как сообщили в пресс-службе областной администрации, представители СибГМУ познакомили коллег с последними научными разработками университета, продемонстрировали техническую базу центров внедрения и трансфера технологий, в лабораториях которых разрабатываются новейшие фармацевтические препараты и изделия медицинского назначения, а также презентовали проект по созданию центра цифрового медицинского и фармацевтического образования. Проект будет ориентирован на повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов в сфере медицины и фармации.

«За дистанционным образованием будущее. С учетом специфики медицинской сферы, полный переход на дистанционный формат, естественно, невозможен. Однако в СибГМУ есть команда специалистов, которая знает, как правильно выстроить этот процесс и обеспечить высокое качество обучения. Онлайн-образование позволит нивелировать географическую удаленность нашего университета и интегрировать образовательные технологии СибГМУ как в регионы России, так и мировое пространство», — сказала Ольга Кобякова.

Финансирование проекта составляет 14,6 млн рублей. Часть средств пойдет на обучение специалистов, часть — на закупку оборудования и программного обеспечения.

«Этот проект нам интересен, и мы готовы в нем поучаствовать, — отметил президент ГК «Фармконтракт» Сергей Быковский. — Мы видим здесь много точек соприкосновения, в частности, с нашей программой по практической подготовке кадров «Всероссийский фармацевтический кадровый резерв». Предлагаем ее интегрировать с образовательным процессом центра медицинского и фармацевтического образования вуза».

Президент ГК «Фармконтракт» высказал намерение открыть представительство компании на территории Томской ОЭЗ. Подписание соглашений между регионом, Сибирским медицинским университетом и группой компаний «Фармконтракт» состоится на первом международном фармацевтическом форуме в Томске в сентябре.

«В Томской области высокий научный новаторский потенциал сопряжен с желанием развиваться. До сих пор я такого не встречал. В первый раз мы поговорили, во второй раз прилетели, обсудили возможность сотрудничества на местах, в третий раз — подпишем соглашение о финансировании и этапах реализации конкретных проектов», — подчеркнул Сергей Быковский.

Источник: Новосибирских врачей тестируют на знание антибиотиков

21-07-2014 06:32

В Новосибирской областной клинической больнице (ГНОКБ) проходит тестовый контроль знаний медперсонала по темам, которые определяют качество и безопасность медицинской помощи.

В этом году темой для тестирования стали антибактериальная терапия и профилактика внутрибольничных инфекций.

- Перед медициной стоит очень сложная задача: с одной стороны, лечить пациента, который уже поступил в клинику с какой-то инфекцией, а с другой - не допустить внутрибольничного инфицирования пациента, ведь именно в стационарах циркулирует большое количество различных патогенных микроорганизмов. Эти задачи параллельные и равно значимые, - говорит заместитель главного врача ГНОКБ  Татьяна Комиссарова.

Бактериологическая лаборатория ГНОКБ проводит постоянный мониторинг микробного спектра в отделениях больницы, и назначение антибиотиков пациентам этих отделений должно проводиться всегда с учетом данного спектра.

В июне и июле медицинские сестры ГНОКБ сдавали экзамен по технологиям проведения перевязок, а врачи прошли тестирование по рациональному назначению антибиотиков. Проверка знаний является обязательной для всех врачей, независимо от специальности и стажа работы.

Программа постоянного повышения квалификации медперсонала действует в ГНОКБ с 2003 года. По результатам тестового контроля для тех сотрудников, кто показал недостаточно высокий уровень знаний, организуют дополнительное обучение.    

Следующим этапом будет тестирование врачей и среднего медицинского персонала больницы по нормам санэпидрежима, назначению антикоагулянтов, навыкам оказания неотложной помощи пациентам при различных критических состояниях.

Источник: Врачи Подмосковья отправятся на стажировку в Израиль в сентябре

23-07-2014 13:57

Первая "партия" из 12 врачей Московской области в сентябре отправится на обучение в Израиль, сообщает Интерфакс со ссылкой на губернатора Подмосковья Андрея Воробьева.

Об этом глава Подмосковья сказал на международной конференции по повышению эффективности первичного звена в здравоохранении региона.

Ранее делегация Московской области посетила израильский Тель-Авив с целью обмена опытом. В рамках визита члены делегации посетили предприятия Израиля и, в частности, крупнейшую медицинскую клинику города, где договорились о дальнейшем сотрудничестве в вопросах обмена опытом.

Источник: Для подтверждения квалификации врачи будут набирать баллы
22-07-2014 12:58

За посещение медицинских конгрессов, съездов, крупных конференций, в том числе с международным участием, врачи будут получать баллы.

Главный внештатный специалист терапевт Департамента здравоохранения Москвы, главный терапевт Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова Владимир Тюрин рассказал корреспонденту «МВ», что такая система поможет специалисту не только быть в курсе всех новинок медицины, но и претендовать на подтверждение квалификационной категории.

— Последние годы прослеживается неутешительная тенденция сокращения посещения врачами медицинских конференций, всё меньше врачей проявляют интерес к знаниям. Интерес к новой информации, который был у врачей в 80-х годах, потихоньку испарился, — сетует Владимир Тюрин.

Эксперт отмечает, что отчасти врачи не могут попасть на конференции по объективным причинам: одни терапевты вынуждены их пропускать в связи с увеличением объёма работы при недоукомплектованности штатов поликлиник, а молодые врачи-терапевты, имеющие детей, вынуждены после работы забирать их из детских учреждений. И тем, и другим не до конференции, какой бы интересной она ни была.

Повышение квалификации врачей через усовершенствование раз в пять лет не решает проблемы систематического обновления медицинских знаний. Последние годы медицина развивается динамично, систематически пересматриваются рекомендации по диагностике и лечению по различным разделам медицины или отдельным нозологическим формам заболеваний. И нужно быть в курсе этих изменений, чтобы лечить больных правильно.

— Поэтому встал вопрос о необходимости изменения системы последипломной подготовки врачей, переноса акцента на возрастание значения самостоятельной подготовки врачей. Понятно, что жажда к знаниям не появится спонтанно, людей нужно заинтересовать. Пришло время последовать примеру западных стран, где за посещение заседаний на конференциях, конгрессах, съездах врачам начисляют заветные баллы, необходимые для подачи документов на продление аккредитации врача-специалиста. Благодаря этому они постоянно занимаются своим образованием, вынуждены следить за новинками медицины, знакомятся с новыми методиками и разработками. В связи с реформой  медицинского образования эта новация затронет врачей всех специальностей, она станет обязательной для всех врачей страны, — рассказал Владимир Тюрин.

Он уверен, что возрастёт роль профессиональных сообществ, которые будут заинтересованы в наличии высокообразованных специалистов в своём составе. Одним из моментов повышения роли медицинских сообществ (обществ кардиологов, терапевтов и других) станет также обязательное компьютерное тестирование знаний соискателя, по программе разработанной сообществом перед присуждением квалификационной категории.

Для подтверждения своей квалификации врач должен будет набирать 50 баллов в год за посещение конгрессов, съездов или 250 баллов за пять лет. Набранные баллы будут свидетельствовать о выполненном минимуме систематической работы врача над повышением своего образовательного уровня. После этого врач допускается к компьютерному тестированию знаний.

После успешного прохождения тестирования специалист может претендовать на получение сертификата и подтверждение квалификационной категории. Если же врач не набрал необходимого количества баллов — его не допустят до собеседования и экзамена.

— На проводимых нами в этом году школах терапевтов под эгидой Российского научного медицинского общества терапевтов (РНМОТ) 68 врачей, у которых заканчивался в этом году срок действия сертификата, получили личный код по НМО (непрерывному медицинскому образованию), выдаваемый Координационным советом при Минздраве России, — подчеркнул Владимир Тюрин.

Эксперт отметил, что во времена его обучения в медицинском институте был распространён лозунг: «Медицинское образование на всю жизнь». Подразумевалось, что получив диплом врача, ты можешь всю жизнь трудиться.

— Новому веку свойственен свой лозунг: «Образование через всю жизнь». Считаю его более правильным, так как врач должен быть в курсе последних достижений медицины и успешно претворять их в повседневной работе, — заключил главный внештатный специалист терапевт Департамента здравоохранения Москвы, главный терапевт Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова.

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа